Сертификация воды
В этой статье мы разберем вопросы, связанные с проверкой безопасности воды. Для начала следует отметить, что вода подразделяется на питьевую, минеральную, минерально-лечебную, промышленную и техническую. Однако в нашей стране обязательные требования предъявляются только к первым трем группам.
С 1 июля 2013 года вступил в силу технический регламент Таможенного союза "
Кроме того, в части маркировки питьевой воды должны соблюдаться требования другого технического регламента Таможенного союза – ТР ТС 022/2011 «
Сразу нужно оговорить тот факт, что обязательная сертификация питьевой воды не проводится: вместо сертификата законодательством установлено оформление других разрешительных документов.
В соответствии со статьей 24 «пищевого» технического регламента, на питьевую воду, которая относится к специализированным продуктам, требуется получать свидетельство о государственной регистрации. Среди такой продукции выделяют:
- питьевую воду для детского питания;
- минеральную природную, лечебно-столовую, лечебную минеральную воду с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащую биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм.
Важно! Для специализированной воды оформленное свидетельство о госрегистрации является единственным документом, подтверждающим ее безопасность. Регистрировать декларацию о соответствии не нужно.
Теперь рассмотрим случаи, когда обязательно декларировать воду. Согласно статье 23 техрегламента вся питьевая вода, не относящаяся к специализированной, попадает под декларирование соответствия. Так, зарегистрировать декларацию следует при производстве следующих групп воды:
- природная столовая минеральная вода;
- бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости.
Важно! Регистрировать декларацию на указанные группы питьевой воды стало необходимым после 15 февраля 2015 года (то есть отмены ее государственной регистрации), на основании пункта 3.5 решения № 880 от 9 декабря 2011 года.
Группа воды
|
Код ОКП:
|
Код ТН ВЭД:
|
---|---|---|
Расфасованные в емкости |
01 3100
| 220110:
негазированные – 2201101100; прочие - 2201101900 |
Минеральные питьевые столовые |
91 8541,
91 8542 | |
Искусственно минерализованные |
91 8547
| |
Лечебные минеральные питьевые |
91 8500,
91 8510 |
Таблица 1. Классификация воды, подлежащей обязательной оценке соответствия, по номенклатуре кодов ОКП/ТН ВЭД ТС
Вместе с техрегламентом Таможенного союза утверждены стандарты, содержащие требования к проведению испытаний. Например, для минеральных питьевых, лечебных и природно-столовых вод применяются ГОСТы:
- ГОСТ 23268.5-78 - на определение ионов кальция и магния;
- ГОСТ 23268.6-78 - на определение ионов натрия;
- ГОСТ 2326.8-78 - на определение ионов калия.
В зависимости от источника получения, вода должна соответствовать ГОСТ 2761-84 «Источники централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. Гигиенические, технические требования и правила выбора» - для источников питьевого водоснабжения или требованиям СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» – для централизованных систем.
При проведении испытаний в процессе подтверждения безопасности воды особое внимание уделяется таким показателям, как:
- Концентрация:
- железа,
- мышьяка,
- алюминия,
- цинка,
- свинца и других элементов.
- Содержание:
- хлоридов,
- остаточного активного хлора,
- бора,
- общей ртути,
- полифосфатов и прочих соединений.
Отдельно для минеральной лечебной воды определяют гидрокарбонат-ионов, содержание ионов калия, кальция, магния и т. д.
Решение о регистрации декларации принимается не только по результатам исследований, но и после анализа предоставленных в орган по сертификации документов об источнике воды, сертификатов на оборудование, упаковочные средства, разрешения на добычу недр, а также свидетельства о госрегистрации.
Государственную регистрацию питьевой воды осуществляют органы Роспотребнадзора в соответствии с требованиями технического регламента. Ранее на территории России основным документом в области обеспечения санитарно-гигиенической безопасности воды был СанПиН 2.1.4.1116 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества». В документе приведены конкретные группы товара, нормативные значения обязательных показателей, по которым подтверждается безопасность производимого продукта:
- запах;
- привкус;
- цвет;
- мутность;
- показатель рН;
- содержание различных микроэлементов.
UPD: Уважаемые посетители! По техническим причинам мы приостановили предоставление услуг по воде и консультирование по этой теме на неопределенный срок. Статья и все старые комментарии к ней остаются на сайте в информационных целях. Приносим свои извинения.
В соответствии с Приказом Роспотребнадзора от 20 июля 2010 г. № 290 «О государственной регистрации продукции территориальными органами», оформить свидетельство о государственной регистрации в территориальном органе вы можете на столовую минеральную воду и бутилированную питьевую воду. Вода, предназначенная для питания детей раннего возраста не может быть зарегистрирована в территориальном органе.
Нужно определиться, вы имеете в виду одно наименование продукции или два разных. Если у вас одно наименование продукции (вода питьевая артезианская), то получать на него два свидетельства о госрегистрации не нужно. Если же у вас два отдельных вида продукции "вода питьевая артезианская" и "бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости из централизованной системы питьевого водоснабжения", то на каждое наименование должно быть оформлено своё свидетельство о госрегистрации.
Если вода производится в Украине, то госрегистрацию нужно оформить до ввоза на территорию Таможенного союза (в данном случае, России). Оформляемая госрегистрация бессрочна, но может быть приостановлена (прекращена) органом или судом, при выявлении несоответствий техрегламенту.
Декларацию оформлять не нужно в соответствии с частью 1, статьи 23 ТР ТС 021/2011. Сертификация не предусмотрена в принципе.
Вы будете держателем документа (как заявитель, и производитель воды, а адрес производства будет фактическим (адрес фирмы разливающей для Вас воду). И уточните по какому нормативному документу Вы разливаете воду (ГОСТ, ТУ)? Тут тоже возможны нюансы.
Если вода не будет реализовываться как детская - то декларация о соответствии требованиям ТР ТС 021/2011.
Сертификация для воды, как и для всей пищевой продукции, не предусмотрена.
Заранее спасибо.
Честно говоря, мы ни разу не сталкивались с подобной продукцией. И вместо ответа на ваш вопрос хочется задать встречные вопросы.
Насколько правомерно отнесение морской воды к питьевой? В СанПиН 2.1.4.1116-02 указано подразделение питьевой воды, расфасованной в емкости, в зависимости от источника (артезианская, родниковая, грунтовая, речная, озерная, ледниковая), и морская вода там не указана.
Какая именно очистка была проведена? Проводилось опреснение? Соответствует ли вода после этой очистки требованиями СанПиН 2.1.4.1116-02 и Раздела 9. "Требования к питьевой воде, расфасованной в емкости. Требования к питьевой воде, расфасованной в емкости" Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (Утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299)?
Под каким кодом ТН ВЭД вы планируете ввозить свою продукцию?
Никакая вода не подлежит обязательной сертификации. А для всей питьевой воды, предназначенной для детского питания, обязательна процедура государственной регистрации.
Центр по сертификации прав, с 1 июля 2013 г. вступил в силу технический регламент Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" под требования которого и попадает вся питьевая вода, в том числе минеральная. В техрегламенте установлено, что обязательной государственной регистрации подлежит минеральная природная, лечебно-столовая, лечебная минеральная вода с минерализацией свыше 1 мг/дм3 или при меньшей минерализации, содержащая биологически активные вещества в количестве не ниже бальнеологических норм. Другой формы оценки соответствия не предусмотрено, поэтому декларация о соответствии не нужна.
Правомочно ли их требование?
Требование правомочно, поскольку питьевая вода, расфасованная в емкости, относится к пищевой продукции, а пищевая продукция (за некоторыми исключениями) подлежит декларированию соответствия.
Таким образом Свидетельство о госрегистрации является достаточным документом, подтверждающим соответствие... (и далее по тексту). Возникает только вопрос, бутилированная вода должна декларироваться или "освидетельстоваться"?
Если по вышесказанному возражений нет, то следующий неоднозначный посыл настоящего ТР заключается в следующем:
В Решении Комиссии ТС от 9.12.2011 №880 в п.3.5 сказано, что бутилированная питьевая вода, расфасованная в емкости подлежит Государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст.24 ТР. Но в ст.24 ТР питьевая вода не относится к специализированной продукции. Т.е. налицо несоответствие Решения, вводящего в действие ТР, и самого ТР.
В чем подвох и что делать? Территориальный ЦСМ утверждает, что кроме Свидетельства нам ничего не нужно, а сети требуют Декларацию.
В чем подвох мы не знаем, поскольку нормативно-правовые акты не принимаем.
"Что делать?" - наш ответ - принимать декларацию о соответствии.
Если этот ответ вас не устраивает, вы можете обратиться с официальным запросом в высшую инстанцию - Департамент технического регулирования и аккредитации Евразийской экономической комиссии.
Также можете убедиться, что декларирование - не наша выдумка, заглянув в реестр уже зарегистрированных деклараций Таможенного союза
Когда изменяется место производства продукции, свидетельство о госрегистрации и другие документы о соответствии придётся получать новые. Тем более, если изменяется номер скважины, поскольку такие перемены могут повлиять на безопасность продукции. Просто внести изменения в старые документы или получить исправленный дубликат не получится.
По свидетельствам о государственной регистрации это установлено в
Решении Комиссии Таможенного союза № 299 от 28.05.2010 "О применении санитарных мер в таможенном союзе", Приложение № 1 к Единой форме документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) (Единой форме свидетельства о государственной регистрации), Положение о порядке оформления единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, п. 16. "Документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям, подлежит замене без проведения дополнительных или повторных исследований (испытаний) в следующих случаях..."
Кроме того, действует Приказ Роспотребнадзора № 781 от 23.07.2012 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предоставлению государственной услуги по государственной регистрации...", в котором отдельно указано (п. 106): Не допускается переоформление свидетельства о государственной регистрации при изменении почтового (фактического) адреса производства продукции ("Переоформление" в данном случае понимается как замена документа с устаревшими/ошибочными сведениями на документ с новыми сведениями без проведения дополнительных или повторных исследований).
В Решении Комиссии Таможенного союза № 299 от 28.05.2010 "О применении санитарных мер в таможенном союзе", Приложении № 1 к Единой форме документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров) (Единой форме свидетельства о государственной регистрации) "Положение о порядке оформления единой формы документа, подтверждающего безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям", п. 16 указано:
"Документ, подтверждающий безопасность продукции (товаров), в части ее соответствия санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям подлежит замене без проведения дополнительных или повторных исследований (испытаний) в следующих случаях:
...
изменение организационно-правовой формы, юридического адреса, названия изготовителя продукции либо заявителя;
..."
То есть, если у вас поменялось название компании, то сведения в СГР можно "обновить" не проходя всю процедуру госрегистрации заново. В вашем случае нужно будет:
- оформить заявление на внесение изменений, в котором указать причину;
- подать оригинал документа, подтверждающего смену названия;
- предоставить оригинал ранее выданного СГР + оплатить пошлину.
На территории России (как и не территории Таможенного союза) обязательные требования безопасности, исполнение которых подтверждается такими документами о соответствии как декларация или свидетельство о государственной регистрации, предъявляются только к воде пищевого назначения. То есть, вода для бытовых приборов сертификации (декларированию, госрегистрации) не подлежит.
Не можем вас проконсультировать, поскольку ваша ситуация непонятна и вызывает только встречные вопросы. Почему (и каким образом) на питьевую воду оформлен сертификат, в то время, как по ТР ТС 021/2011 сертификация для воды не проводится? Что значит "с помощью"? Кто является (и указан в имеющемся документе) как заявитель? Документы для каких целей (которые вообще должны иметься на руках) вы имеете в виду?
Про участие в госконтрактах и про регистрацию торгового знака, вообще, - не к нам.
Из Положения о едином знаке обращения продукции на рынке государств-членов Таможенного союза,
(утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. № 711), п. 4 "Порядок применения единого знака обращения":
"Изготовители (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим(и) техническим(и) регламентом(ами) Таможенного союза процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории любой из Сторон, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Таможенном союзе."
Декларацию никто вам "дать" не может, потому что этот документ оформляется самим производителем/поставщиком продукции. Общая информация о декларировании представлена
Начну отвечать с конца.
"Постановление Правительства РФ № 870 от 4.10.2013г" - в данном постановлении говорится о сокращении перечня продукции, подлежащей декларированию, утвержденного постановлением Правительства РФ № 982 от 1.12.2009 г. то есть об отмене для воды требования проводить декларирование на соответствие ГОСТам, поскольку уже действуют межгосударственные требования Таможенного союза, ТР ТС 021/2011 и декларирование воды должно проводиться на соответствие ему.
"Выдача деклараций" - декларацию никто не может выдать, поскольку это документ, оформляемый производителем/поставщиком/продавцом продукции и подтверждающий ответственность этого самого производителя/поставщика/продавца. Орган по сертификации может только зарегистрировать декларацию (проверив пакет документации) и передать сведения о ней для публикации в официальном реестре.
"каким показателям безопасности должна соответствовать вода питьевая" - читайте Раздел 9. "Требования к питьевой воде, расфасованной в емкости. Требования к питьевой воде, расфасованной в емкости" Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (Утверждены Решением Комиссии таможенного союза от 28 мая 2010 г. № 299) и сам техрегламент.
"есть несоответствия в тексте" - вот здесь непонятно о каких несоответствиях речь.
На какие нормативные документы можно ссылать при разработке ТУ данной продукции?
Заранее выражаем благодарность!!!
К сожалению, не можем помочь вам с этим вопросом.
По своему профилю можем сказать, что "лишь сделать ДС ТС" легально невозможно.
По поводу оформления взаимоотношений вашей компании с заказчиком (составление и заключение договоров), особенно в свете проблем с торговыми марками - вопрос не к нам, это всё юридические тонкости. Вообще, у вас огромный и сложный вопрос, который требует колоссальной проработки, которую в условиях блога мы не готовы проводить.